Здравствуйте!
Немного информации по этой теме от разработчиков ДАКАР...
Задача объемная и многоцелевая...
Имеем практику в этом, так как сами даем экспертизу для энергосистем (электростанций) в связи с модернизацией энергоблоков станций (замена (увеличение мощности) генераторов, трансформаторов блочных, замена системы возбуждения (регуляторов, системных стабилизаторов)).
Конечно можно брать упрощенную схему работы ТЭЦ на ШБМ, но это оооочень упрощенно. Нужно моделировать всю энергосистему, все большие станции и все генераторы с их системами возбуждения (регуляторами).
В первую очередь, регуляторы должны демпфировать низкочастотные колебания (при небольших возмущениях) или иными словами, обеспечивать колебательную статическую устойчивость (small-signal stability). Кроме построения областей D-разбиения в последнее время во всем мире используют модальный анализ (SMA - Selective Modal Analisys). Мы (в ДАКАРе) долго "запрягались", но все же реализовали этот метод. И могу сказать - это стоило сделать.
О сути SMA долго говорить не буду. определяем собственные значения и собственные вектора матрицы состояния энергосистемы и можем анализировать практически все: устойчива ли система, какой запас устойчивости (по наименьшему модулю действительной составляющей собственного значения), какая степень демпфирования и на какой частоте... Возникают ли опасные колебания (малые коэффициенты демпфирования) и на какой частоте (межсистемные, межстанционные, межгенераторные) и между какими генераторами. Как эту опасность можна уменьшить (ликвидировать), каким генератором (по фактору участия), каким параметром...
Это позволяет построить и качественную картину влияние коэффициентов усиления АРВ на моды низкочастотных колебаний.
Естественно, это можно перепроверить и построением областей устойчивости (D-разбиением) и АЧХ ...
Следующий этап - проверить работу АРВ (с разными коэффициентами усиления) при нормативных возмущениях (динамическая устойчивость) с целью получить лучшее демпфирование переходных процессов.
Если есть вопросы можете обращаться и на наш e-mail:
dakar@eleks.com